Раздел "Ранее развитие" |
|
Обучение чтению на русском языке Рассказы родителей, живущих за границами РФ и СНГ Присылайте Ваши рассказы об обучении чтению на русском языке ...Нашей дочке 2 года 10 месяцев. Мы с ней уже больше года играем-экспериментируем. Цель - такая же как у вас. В год 4 месяца она уже знала весь алфавит, затем мы стали играть в картинки-слова Домана. По-моему, картинки-слова не обучают читать, но приучают дитенка к концентрации и дают "введение" в процесс чтения. Потом у нас был перерыв на 4-5 месяцев. И мы вернулись к азбуке и слогам. Сейчас наша Дашка читает по слогам и с большой охотой, уже узнает довольно много слов (коротких) и сочиняет чудесные рассказы. Я полагаю, что никакой опасности нет, если только весь процесс в удовольствие обеим сторонам. Успехов. Олег, Израиль, Иерусалим. Катя, методика обучения чтению через буквы умерла в России давно Сейчас применяются различные методики, основанные на звуковом анализе. ..Слоговое обучение предлагается потому, что момент сливания звуков для деток наиболее труден. Хотя те, кто имеет развитый фонематический слух, проделывают и это легко. Если встречается затруднение при сливании, можно попробовать пропеть звуки. Что же касается возраста обучения чтению, то я очень редко встречаю среди специалистов (психологов, логопедов) приверженцев идеи раннего обучения чтению. Чтение, как и арифметический счёт,-это навык, который довольно легко тренируется. Вы встречали нормально развитого ребёнка, который не научился бы читать? Вместе с тем я имела возможность наблюдать эксперимент по обучению детей чтению с 2-х лет. Да, некоторых деток научили читать. Но они же не читали, потому как заботы и интересы в этом возрасте иные. И родителям приходилось прикладывать немало усилий, чтобы дети не потеряли это умение читать. К тому же в совместном чтении огромный и важный момент-общение, возможность обсудить что-то по ходу чтения. Мне кажется, что Вы сможете почувствовать, когда именно ваш ребёнок готов к обучению чтению. Прошлым летом я взялась за это дело, желая научить пятилетнего сына читать по-русски до поступления в американскую школу. У нас не пошло. Но я обнаружила, что слияние звуков для сына-орешки, звукоразличение-тоже, и отстала от него (на время ) За этот год он освоил английский, начинает читать. И-главное!-у него появилась ПОТРЕБНОСТЬ ЧИТАТЬ. Он берёт книгу и начинает по картинкам "читать",т.е. выдумывает текст. Когда предлагаю узнать, что же там автор напридумывал по этим же картинкам, с удовольствием поддерживает идею и начинаем слово за словом осваивать книгу. Проблема одна-мой еле-еле английский. Теперь у меня задача на лето-чтение на русском. Очень рассчитываю на успех, тем более, что едем в Россию и смысл учиться читать по-русски явно возникает. Как мне кажется, Катя, не важно раньше или позже научится ребёнок читать и на каком языке сначала. Важно, чтобы это было своевременно, т.е. легло на желание ребёнка читать, доставляло ему удовольствие, стало потребностью. Важно, чтобы был смысл в чтении на русском языке (иначе, как мне кажется, неминуемо это уйдёт на дальний план). Придумайте что-нибудь. Например, переписка с кем-то из России, или крайне интересные для ребёнка книги (у моего интерес к естественным наукам-хочу набрать побольше детских энциклопедий и т.п..) Благо выбор в России качественной книжной продукции большой. Мой сын и я испытываем некоторую неудовлетворенность, читая и рассматривая здешние познавательные книги для деток: всего понемножку, ни о чем подробно и исчерпывающе. С одной стороны, это плюс,т.к. порождает потребность искать информацию дальше, с другой, вызывает раздражение, которое, увы, может закрепляться и переноситься на работу с книгой вообще. Вот на этом я и сыграю Наши книги более информативные. Начало-в американской, продолжение-в русской. Но это пока планы. Что из этого выйдет-покажет время. Главное, я бы различала понятие "развитие" и "обучение" (о чём выше уже договорились ). Связаны-то они связаны неразрывно, но различия есть и они очень важны. Я тоже за раннее развитие, но против раннего обучения. Всякому овощу-свой черёд. Много написала, извините. Ольга и Я Я могу рассказать только о собственном опыте. Итак, начинаю хвастаться :-) Моя старшая дочка к 2 с небольшим годам знала все русские буквы. Я вводила буквы по одной, больше одной новой буквы в день не показывала. Одна очень важная деталь - согласные обязательно надо называть звуком, т.е. как они читаются (ни в коем случае не "бэ", "дэ", "эм", "ка" и т.п., а только "б", "д", "м", "к" и т.п.)! Это очень важно для перехода к чтению слогов. Самый сложный этап, по моим наблюдениям, - начало чтения слогов. Читать надо сразу слогом, ни в коем случае не побуквенно! Самые простые слоги начали читать примерно в 2 с полгода: "ма", "ба", "ка", "мо", "бо", "ко", "му", "бу", "ку" и т.д. Более сложные - типа "мя", "тю" и т.п. - позже. Недлилинные слова из нескольких слогов дочка читала примерно в 2г.9м. А около 4 лет пошла в садик, только успев запомнить половину ивритских букв. Видя в садике вокруг себя много надписей на иврите, она почти без специальных объяснений сама научилась читать - очень быстро! С 6 лет читает ещё и по-английски (занимается с англоговорящей учительницей раз в неделю). Сейчас ей 7 лет (заканчивает первый класс), она читает и по-русски, и на иврите очень хорошо и много (и говорит на обоих языках очень хорошим, грамотным, богатым языком - по-моему, это всё связано). Моему среднему сейчас 2г.7м. Он тоже в этом возрасте начинает читать простейшие слоги. Буквы изображает из всего, что попадается под руку - из блоков конструктора, из веточек, пытается даже уже писать карандашом. Пока в сад не ходит, так что знает только русский. Надеюсь, не отстанет от сестры :-) От меня - не спешить, побольше терпения, заниматься с ребёнком по несколько минут в день, когда он в настроении. Про методику Зайцева ничего не могу сказать - я без неё обхожусь :-) Svetlana K., Израиль, Хайфа Я учила так же. Правда, переход от чтения слов к чтению с удовольствием (а именно этому я хотела научить до похода в американскую школу) занял довольно много времени - не меньше 2х лет (с 3 до 5). Есть ли преимущества в других методах на этом этапе? irina По-моему, на следующем этапе после чтения вывесок и этикеток (кстати, это трудно найти по-русски не в России) важно найти соответствующий возрасту интересный и простой "материал" для чтения. Моя дочка в 3.5-4 года с огромным удовольствием по много раз перечитывала рассказы Сутеева ("Цыплёнок и утёнок", "Капризная кошка", "Кто сказал мяу?", "Петух и краски" и т.д.). Всем начинающим читателям рекомендую! Svetlana K., Израиль, Хайфа Буквы пишем на всём, что под рукой, когда пришло настроение, - на бумаге карандашом, на асфальте мелом... Можно какую-нибудь "Азбуку" купить (важно, чтобы там были большие печатные буквы). А ещё я набрала в Word табличку (каждая буква - в квадратике 5*5 см), распечатали, разрезали и сложили в коробочку. Если бы нашла где-нибудь магнитные буквы (у нас есть такие ивритские, во всех магазинах игрушек продаются) - было бы здорово. Svetlana K., Израиль, Хайфа
|
|
Катя Шерман, Детская страничка, 2002
Последнее обновление 16/07/2002 06:07