(Из конференции 7я.ру/ Раннее
развитие, автор неизвестен)
Что надо стимулировать в принципе:
любое внимание
любое сосредоточение
любой лепет
любое подражание ( с новорожденности есть
рефлекторное: рожицы, улыбка, высовывание языка,
“забодаю”, махание ручкой, “ладушки”)
демонстрацию положительных эмоций(подозвал
агуканием, а не воплем)
исследовательскую активность, заодно
подчеркивайте причинно-следственную связь: ”что
будет, если потрясти? - если потрясти, звенит”.
используйте любой случай побудить ребенка
выполнить вашу просьбу: дай!, покажи пальчик!, ты
умеешь стучать ложками?-ура!, покажи папу!, где у
мишки глазки? и сделаем пока-пока!
Никогда не давайте никаких оценок личности
ребенка, кроме восторженных. Во-первых, он вам
верит буквально, даже если сопротивляется, и
станет таким. Во-вторых, это уведет его мысли в
нездоровую рефлексию, вместо того чтобы
сосредоточить на поступке. Высказывайте
отношение к действию, подчеркивая, что он
сохранил свою репутацию в глазах родителей.
Начал хватать
Следите за тем, чтобы большой палец был
противопоставлен остальным. Таким образом
правильно развивается кисть, что будет важно
даже при обучении письму - сразу правильно
возьмет ручку.
Забавно, что вначале ребенок вес предмета
определяет по его длине.
“На!-Дай!”- вынимайте из ручки, хвалите.
Предлагайте выбор из 2 предметов далеко-близко.
Сшейте катушечки в колбасу с пуговицами,
колокольчиками и вообще всем, чем могла бы
заинтересоваться сорока.
“Тряси, тряси, тряси!”
“Стучи, стучи, стучи!” - по коробке, боку
стиральной машины, ложкой по столу -
замечательно.
Дайте накидаться, не ругайте. Сажаете, например,
в каляску и высыпаете кучу игрушек. Берет - за
борт - “Бах! Ооп-ля! Уупс!”, берет - за борт. За
хороший швырок даже похвалите.
В ходунках любят все сваливать с тумбочек.
Дайте нарваться бумаги, намяться. Книги лучше
сразу запретить, а газетами не отравится. Начать
можно вместе: держите за край, а он тянет.
Дайте зацепиться за ручку шкафчика :
“Открыли-закрыли”.
Учите стягивать носочки: кончик стянули, дали
схватить: “тяни, тяни, тяни, молодец!” - шапочку,
платочек, накинутый на лицо. Да и в принципе лучше
не жалеть времени на то, чтобы малыш принимал
участие в одевании-раздевании(”ты знаешь, как
рас- стегивается шапочка? знаешь?”), иначе быстро
начнет сопротивляться.
Так сказать “складываем вещи”. Вот он держит в
ручке, потом выпускает не глядя. Вы подставьте
коробку, чтобы не на пол. Обратите его внимание,
выразите свой восторг. Это приблизит
открытие игры в коробочки. Примерно так же можно
надевать кольца на пирамидку(только нужна не с
тонким стержнем, а с конусом внутри, по типу
импортных).
Так сказать “нашел!”. Покажите игрушку,
поддразните “хочешь, хочешь?” и накройте
стаканчиком. Малыш схватит стаканчик - “нашел”.
Когда память станет подольше, будет
действительно находить.
Если не получается сыграть в ладушки обычным
способом, можно попробовать так. Держите ребенка
на руках и хлопаете своей свободной рукой по его
свободной ручке. Действие лучше утрировать,
широко размахиваясь.
Радуют самоплавающие игрушки в ванне.
Дразнилки с фантиком, как с котенком, хороший
способ повеселиться. Когда прикаснется -
отдерите на сантиметр. Только, сами понимаете,
может и заплакать.
Поднесите его пальчики к губам и поводите
(Брррррр), когда научится, будет развлекаться
часами.
Делайте гимнастику для губ, стимулируйте
различные движения языка. Ежедевно массируйте
кисти 2-3 мин. Стимулируйте жевание, например,
дайте макаронное изделие затейлевой формы и
рукой подтолкните к жеванию."
Начал сидеть.
Старайтесь приучить ребенка захватывать
предмет и играть с ним в нейтральном положении
кисти, а не пронации (ладонью вниз). Например,
стучать игрушками друг о друга, перекладывать из
руки в руку.
Игры на память. Спрятать у малыша за спиной
(обернется?), под чашкой (поднимет?), в кулаке
(начнет выковыривать?).
Рассматривайте фото знакомых.
Телефон. Попросите знакомых позвать малыша,
медленно и четко произнося его имя: “Ве-ня!
Ве-ня!”.
“Третий-лишний”. Дайте по вещи в каждую руку и
предложите третью. Ребенок сталкивается с
психологическим барьером, надо что-то выбросить
и выбрать что. Правда, Веня одну вещь засовывал в
рот и хватал третью.
Из мешочка игрушки появляются неожиданнее
всего, в этот момент и назовите ее.
Произносите слова медленно, несколько утрирую
мимику и дикцию. Из любопытства захочет и в
рот к вам залезть, иногда можно и потерпеть.
Более тонкая моторика.
Не давайте запомнить неудачу - потеряет
интерес. Тонкая моторика незамедлит проявить
себя и в таких радостях, как ковыряние в носу и
снимание памперса.
Снимать кольца с пирамидки, колпачок с ручки.
Позднее научится одевать.
Выжимать тряпочку, губку.
Держать каучуковый мячик. Катить. Кидать далеко
и даже в цель.
Выковыривать стаканчики один из другого, потом
они пригодятся, чтобы строить башню. Или
завернуть игрушку в фольгу, оставив только
щелочку, и дать извлечь. Только придется следить,
чтобы не съел.
Расстёгивать молнию.
Открывать-закрывать коробочки, особенно
маленькие или захлопывающиеся ( нужно
действовать 2 руками), доставать из них.
Отвинчивать крышки (вначале пробует сорвать
зубами) Интерес к коробочкам может прийти через
бутылки. Первым делом, конечно, открывать, потом
рискнет и закрыть, а дальше уже превращается в
настоящую сороку, все рассовывает по щелям.
Складывать в коробку. Раскладывать по ячейкам
сначала просто, затем по размеру, форме, цвету.
Отдирать игрушки от липкой
бумаги(самоклеющиеся обои).
Двумя пальцами собирать крупинки или, например,
вытягивать из кулака часы за ремешок.
Забивать штырьки молоточком ( для любителей
грохота ).
Мешать в кастрюле, переливать, пересыпать.
Интелектуальное продолжение - понарошку мешать,
есть, кормить мишку. Сначала детка вряд ли
проникнится таким извращением (зачем палка, если
есть ложка?). Но к трем годам поток сознания уже
ничем не остановишь. Мой старший(2,5) назвал своего
щекастого брата(1,5) “хомяком” и даже книжку
принес с картинкой.
Помогайте направить ложку в рот. Впрочем, я знаю
не один пример, когда родителям было просто лень
кормить ребенка, и он в 3 дня научался есть сам,
т.к. и капризничать не перед кем и есть
хочется.
Для того чтобы научить пить советуют класть
руки малыша поверх рук взрослого, который держит
чашку.
Продеть веревку сквозь дырку довольно сложная
задача. Еще сложнее нанизать на шнурок крупные
рожки (”бусы” или “паровоз”)
Начните рисовать на глазах у ребенка. Обратите
внимание, что его больше заинтересовало, след от
ручки или ее шуршание. Если ваш ребенок
настолько выраженный слушатель, то скорее всего
вам сначала придется научить его быть зрительно
активнее и вернуться позже. Когда вы рисуете,
малыш наверняка схватит ручку. Вы не отпускайте,
чтобы она не оторвалась от бумаги, но
предоставьте ему свободу в других направлениях.
Чтобы результат был ощутимее, порисуйте по
второй ручке малыша. От крупного Лего довольно
быстро переходит к мелкому. Строит палки, очень
любит кубики с лицами и шляпами или животных.
Обычные кубики, в отличии от Лего, легко
распадаются, чем вызывают море слез."
Пополз
Не форсируйте хотьбу, ползание полезней и
обеспечивает достаточную свободу передвижения.
Приучите ходить за ручки - больше ничего не
захочет.Поначалу может бояться заползти под
стол, поползайте вместе с ним. Постепенно он
полюбит тунели, лазить-пролазить, засовывать в
отверстия-доставать, перекидывать на другую
сторону.
Ищите в комнате предмет, который на виду или
музыкальную шкатулку. Причем приучайте
заглядывать на разные уровни: на полу, на кровати,
на стуле. Когда начнет вставать, основной игрой
будет смена ракурсов.
Гоняться за фантиком, игрушкой. Очень хороши
сороконожки, на веревке или заводные.
Учите обращаться с дверьми. Если же есть ребенок
немного старше, лучше учить не прикасаться к
дверям вообще. Это небольшое педагогическое
упущение по сравнению с пришиванием пальцев,
которому врачи не удивляются - так распостранено.
Встает, пытается держать равновесие.
Постепенно выводите руку в состояние
супинации(ладонью вверх), это нужно для
правильной осанки.
Малыш превращается в настоящего ваньку-встаньку.
Чтобы добиться от него сосредоточения, его
приходится сажать в стульчик и пристегивать,
чтобы не вставал.К этому моменту у него меняется
отношение к игрушкам. Например, совершенно иначе
смотрит на неваляшку - изучает. Складывается
сценарий экспериментов, которым подвергаются
все вещи: трясет, грызет, таскает, стучит, вертит,
кидает - устанавливает причинно-следственные
связи. Даже к собственному телу относится, как к
конструктору. Прекрасно знает, чем можно
заниматься с каждым из взрослых. Из дедушки и
няни - веревки вить, с мамой поиграть, но с воплем
повиснуть на юбке тоже хорошо, с папой такие
номера не пройдут, поэтому надо приятно агукнуть
и положить голову ему на колени. Хорошо чувствует
ритм, любит потанцевать. Игрушками служит все.
Сначала особенной любовью пользуются крупные
предметы, на которы можно опереться: коробки,
ведра, табуретки, палки. Потом самые мелкие,
мягкие игрушки и шарики на веревочках.
Интеллектуальные игры.
Подбирать крышки к кастрюлям.
Найди пару ( обуви и т.п.)
Покажи пальчик, носик, мишкины глазки...
Спрячте предмет под одной из 2 коробок. Сможет ли
вспомнить через 1,3,7с. ?
Назовите 3 предмета и попросите дать 1 из них.
Прикройте часть рисунка ладонью или листом.
“Где у коровы голова?” - должен отодвинуть.
Вытащите из мешочка на минутку предмет, спрячте
и попросите дать со стола такой же или назвать -
“Мемори”.
Для того чтобы обратить внимание малыша на
произношение, пользуйтесь “дразнилками”. Моему
сыну, например, было совершенно безразлично
просто ли орать, кричать “гагагагагаг!” или
говорить “дай”, пока мы не стали задерживать
руку в воздухе и, указывая на рот, четко
произносить “дай”. Совсем не обязательно и даже
врядли таким образом вы его заставите
произнести, но вы обратите его внимание. “Смотри,
кот! Кот! Хочешь?” -он протянет руку, даже не
взглянув на вас. - “Кот! Какой кот!” -погонится и
потребует: “Адайдайдайдай!”- уже что-то.- “Скажи
“кот”, “ко-от”!”- вот тут он уже прислушается и
посмотрит на ваши губы.
В год ребенок вполне способен знать несколько
букв, поэтому не лишено смысла завести дома буквы
и показывать.