Раздел "Здоровье" |
|
Я плачу, значит, я существую (По материалам журнала "Родители и дети", Израиль) Новые исследования о детском плаче. Одни дети плачут больше, другие - меньше. Некоторые начинают кричать по любому поводу, другие тихо хнычут. Некоторые успокаиватся быстро, некоторые - медленно. Некоторые плачут в основном ночью (соседский ребенок), и некоторые не плачут совсем (мой ребенок). Даже плач одного и того же ребенка изменяется от раза к разу: слабое нытье, долгий и продолжительный плач или громкий крик, который может обозначать голод или сильную боль. Часто родители стремятся побыстрее успокоить ребенка. Плач огорчает нас, иногда сердит, а чаще всего вызывает чувство вины: "наверное, я не достаточно хорошая мать, может есть что-то, чего я не вижу, что-то, что я должна была бы знать, и тогда я смогла бы успокоить ребенка…". Некоторые родители спрашивают себя, все ли в порядке с их ребенком? Исследование, проводившееся в Канаде, показало, что маленькие "плаксы" не стали плаксами или трудными детьми, когда выросли. Исследователи сравнили отношение детей к родителям, и оказалось, что оно не отличается у детей, которые плачут много, от детей, которые плачут мало. В то же время оказалось, что дети-плаксы могут понизить самооценку своих родителей, а также иногда даже разрушить их брак и отношения. Плач - это язык. Если считать отсутствие плача у ребенка показателем успешности родителей, то хороших родителей не бывает. Детский плач не говорит о способностях родителей, утверждает исследование, а служит для ребенка языком, который он использует вместо слов. В первые месяцы жизни ребенок не может сказать, крикнуть, показать и потянуть за рукав. Он не может сам взять еду, поползти в другое место или встать с кровати. Плач для ребенка - это единственный способ сказать окружающим, что он в чем-то нуждается. Очень важно подчеркнуть, особенно для молодых родителей, что плач не обязательно выражает какую-то проблему. Просто это единственный известный малышу язык. У каждого ребенка, как и у каждого взрослого, есть свой темперамент, свои особенности физиологии и нервной системы, свой характер. Все эти факторы влияют и на количество и силу плача. Есть чувствительные и ранимые дети, есть дети с низким порогом чувствительности, и есть дети, страдающие от избытка чувств, они-то и плачут чаще всего. Если ребенок вообще не плачет, для родителей это должно послужить сигналом тревоги. Возможно, его что-то беспокоит, но он не может этого выразить. Может быть он не плачет, потому что "отказался" от чего-то или он просто не может плакать. Ребенок, который не плачет, - как взрослый, который ни с кем не вступает в контакт, и это нуждается в обязательной медицинской проверке. Не старайтесь прекратить плач. Когда ребенок плачет, он хочет этим что-то высказать. У него что-то болит, или ему что-то нужно. Детский плач беспокоит родителей и их первая инстинктивная реакция - найти причину, устанить ее и прекратить плач. Параллельно с поиском причины плача, нужно дать ребенку возможность для самовыражения - пусть выскажет, что он чувствует в этот момент. Если он голоден, он должен выразить голод, если он сердится, пусть выразит свой гнев. Родители должны не только удовлетворять потребности ребенка, но и дать ему возможость выразить себя. Некоторые родители очень нервничают при звуках плача и всеми силами стремятся его избежать. Например, мать заводит будильник на время ночного кормления и за несколько минут до того, как ребенок проснется, уже стоит с теплой бутылкой наготове, чтобы покормить его, как только он откроет глаза. Такой способ лишает ребенка возможности выразиться. У него отнимают возможность провозгласить "Я существую и я голоден!". Дети постарше, которые уже не нуждаются в ночных кормлениях, иногда просыпаются по ночам. В большинстве случаев, они привыкают успокаиваться и засыпают сами. Некоторые родители при первом же писке вынимают ребенка из кроватки. Этим они окончательно его будят, а также мешают развитию механизмов самоуспокоения. Это приводит к тому, что родители поддаются детям тогда, когда не должны этого делать. Чаще всего это происходит в возрасте двух лет. Ребенок что-то просит и родители знают, что если он не получит желаемого, их ждет страшный плач. Они готовы выполнить любую его просьбу, чтобы избежать крика, даже если это происходит против их желания. Это неверное поведение. Точно так же как у взрослых есть право кричать, злиться, ругаться - нужно предоставить ребенку право выразить огорчение, гнев и обиду. Право на самовыражение. Как правило, взрослея, ребенок плачет все меньше. Ребенок развивается физически и морально и одновременно он познает другие способы общения. Например, если он хочет, чтобы его взяли на руки, он может протянуть руки и этим показать свое желание. У более старших детей плач, как правило означает, что ребенок сердится, обижается, что ему плохо по какой-то причине, а также что другими способами его не понимают. Крогда плачет новорожденный, к нему сразу же подходят и пытаются выяснить, в чем проблема. Более старшего ребенка можно попытаться успокоить. Если он не страдает от голода, холода или боли, то можно просто нежно поговорить, обнять и приласкать. Не обязательно сейчас же брать его на руки или вытаскивать из кроватки. Фактически с момента рождения ребенок начинает переживать процесс отделения. Он расстается с теплом и защищенностью, к которой привык в животе у мамы, и затем постепенно ребенок учится быть самостоятельной личностью. Полугодовалый малыш уже способен научиться самостоятельно засыпать. Он может побыть один некоторое время и при этом занимать себя. Для маленького ребенка очень важно много времени проводить на руках. Это дает ему чувство защищенности и безопасности. Важно дать ребенку понять, что он его берут на руки не только тогда, когда он плачет, а и в любое другое время. Не ждите, пока ребенок заплачет, чтобы взять его на руки. Можно и даже нужно брать его просто так, это принесет радость и удовольствие обеим сторонам. Виды плача. Прежде всего, родители должны прислушиваться к себе и доверять своим инстинктам. Они знают лучше всех, почему плачет их ребенок и чем можно ему помочь. Они знают это лучше, чем бабушка, подруга или медсестра в поликлинике. С самого рождения развивается и укрепляется связь между ребенком и родителями. Это происходит не сразу. Нам требуется время, чтобы познакомиться с маленьким человеком, полюбить его и научиться понимать. У каждого ребенка и у каждой пары мама-ребенок и папа-ребенок есть свой собственный ритм и необходимо его уважать и принимать. Нельзя сравнивать разных детей и переживать, что ваш малыш еще плачет по ночам, а ребенок соседей уже спит всю ночь. В этом случае сравнение не корректно и не конструктивно. Важно еще раз подчеркнуть, что плач ребенка не делает вас плохими родителями. Даже если ребенок плачет, и вы не можете найти этому причину, нельзя дать чувству вины одержать над вами власть. Плач ребенка не означает, что вы делаете что-то ужасное. Иногда все, чем родители могут помочь, это брать малыша на руки, обнимать и любить его, разделить с ним его слезы, даже если для них нет видимой причины. Ребенок может иногда быть расстроенным или сердитым просто так. Если ваш малыш плачет, идите методом проб и ошибок. Если вам кажется, что ребенок голоден, предложите ему поесть. Если он отказывается и продолжает плакать - значит, есть другая причина. Проверьте, не хочет ли ребенок пить, может быть он устал, может быть он хочет покакать или пописать, может быть нужно изменить его позу, может быть достаточно обнять его, может быть поможет прогулка, а может быть ребенок болен - все, что приходит вам в голову. Есть также определнный процент плача, причина которого неизвестна. Будьте спокойными родителями, не паникуйте, когда ребенок плачет. Тогда вы сможете лучше прислушиваться к малышу. Вы будете заняты ребенком, а не собственными переживаниями и чувством вины ("какие мы плохие родители") из-за того, что ребенок плачет. Что делать, если ребенок кричит до кашля, посинения и приостановки дыхания? Возможно, причина этого крика частично физиологическая, а частично поведенческая. Например, ребенок привык много времени проводить на руках. Он знает, что при малейшем его писке кто-то из родителей сейчас же обращает на него внимание. Можно предположить, что когда родители устанут и прекратят сразу реагировать на каждый плач, ребенок постарается приложить все свои силы, чтобы получить привычную реакцию. Если это не помогает, он будет плакать и кричать еще сильнее. Нужно помнить, что не каждая остановка дыхания и посинение являются физиологической реацией. В тех редких случаях, когда это действительно так, следует проконсультироваться с врачом. В возрасте 3-4 месяца у ребенка может появиться так называемый поведенческий плач. Ребенок понимает, что плач приносит ему желаемое, он чувствует, что родители тяжело переносят его плач. Особенно часто это случается у родителей, которые проявляют признаки сильного переживания при звуках плача и которые не в состоянии с этим справиться. Движение помогает избежать плача. Когда мы ищем причину для плача, необходимо помнить, что одна из возможных причин - это нехватка движения. Не еды и не соски. Просто движения. Тело человека создано для постоянного движения с небольшими перерывами на отдых. На самом деле происходит с точностью до наоборот. Большую часть времени мы сидим и только иногда двигаемся. Достаточно взглянуть на детенышей млекопитающих в природе, и мы заметим, что с самого рождения они пребывают в постоянном движении, даже когда мать переносит их на спине или в специальном кармане. В прошлом, да и сегодня в некоторых странах, мать носит ребенка на теле до того момента, как он начинает ползать. В современном обществе дети большую часть времени проводят в неподвижности в кресле, кроватке, коляске или перед телевизором. В итоге ребенок может накопить неудовлетворенность на почве недостака движения. Можно поносить и покачать ребенка - это прекрасная идея. Можно усадить его в кресло-качалку в кухне или другом месте, где вы находитесь. Ребенок сможет лежать и покачиваться, при этом он будет видеть и слышать вас, чувствовать ваш запах, а ваши руки будут свободны. Еще одна возможная причина для плача - слишком быстрое и резкое появление раздражителей. По крайней мере в первые месяцы стоит постараться не брать ребенка в слишком шумные места. Лучше побыть с ним в тихой, спокойной обстановке. Выход на природу, на улицу, пение птиц или шуршание листьев деревьев могут успокоить малыша. Правильное или неправильное питание также могут изменить жизнь ребенка, и как следствие, уменьшить или увеличить количество плача. Кормящая мама должна обратить внимание на свой рацион, найти подходящую ей и ребенку диету. Если ребенок страдает от газов, не удовлетворяйтесь тем, что говорят или пишут - каждый продукт нужно проверить лично. Детям на искусственном вскармливании нужно попытаться поменять смесь, пока не найдется та, которая подойдет ребенку. Разница между смесями различных производителей ничтожно мала, но для ребенка это мизерное отличие может стать существенным. Мама тоже плачет. Иногда после трех-четырех месяцев мать приходит в отчаяние. Целыми днями она находится дома с капризным и плаксивым ребенком, муж на работе, лучшие подруги заняты своими делами, а помощь бабушек и дедушек двухтысячного года уже не так доступна, как раньше. Что делать? Молодая мама должна прежде всего заранее определить свои ожидания и требования к себе, понять и принять факт, что она не "супер-мама". Она должна понять, что ребенок в доме меняет систему приоритетов, от чего-то приходится отказываться за счет чего-то другого, и этому ей придется научиться. При этом необходимо помнить, что и у матери есть свои потребности. И она имеет право на усталость и слабость. Нельзя сравнивать себя с другими женщинами, когда кажется, что у них все складывается прекрасно. Можно и нужно время от времени принимать помощь - от бабушки, дедушки или даже постороннего человека, нанятого за деньги. Это освободит вам время для себя, даст возможность побыть немного одной. Такие простые и будничные дела, как успокаивающая ванна с пеной или возможность чуть красивее одеться и выпить чашку кофе с подругой, может значительно облегчить жизнь молодой мамы. |
Что означает плач? Плач боли - чаще всего будет звучать как резкий крик. Он может сопровождаться длинной задержкой дыхания, после которой следует еще один продолжительный крик. Плач голода - выражается в непрерывном, то нарастающем, то понижающемся крике. Ребенок использует все средства - машет руками, щеки дрожат, и всем своим видом показывает, как он несчастен. Ребенок не прекращает плакать, когда его берут на руки, он хочет только одного - есть и сию минуту! Плач от усталости - более слабый и мягкий по сравнению с остальными, монотонный и ритмичный, ребенок пытается этим успокоить себя и заснуть. Плач "на ручки!" - жалобный плач. Признак такого плача - как только ребенка берут на руки, его несчастная мордашка начинает светиться радостью и удовлетворением. |
Катя Шерман, Детская страничка, 2002
Последнее обновление 16/07/2002 04:43