No title

ты - мой

детская страничка кати шерман

р

е

к

л

а

м

а


 

Раздел "Здоровье"

New Page 1
Обо мне

ISRAмама
Домашняя страница

Обратная связь

Обмен баннерами

Обо мне

 

Партнеры:









 


Что умеет новорожденный?

(По материалам журнала “Родители и дети”, Израиль)

Гораздо раньше, чем ребенок достигнет возраста, когда он сам сможет сказать, что он хочет (шоколад вместо шпината), и намного раньше, чем он сможет реализовать свое демократическое право на участие в выборах, он уже прекрасно знает, “что лучше”. Что говорят новые исследования о памяти, чувствах и предпочтениях новорожденных.

Для определения предпочтений новорожденных ученые пользовались тремя характеристиками: продолжительность наблюдения за определенным объектом, сила сосания соски и поворот головы. Продолжительность изучения объекта и сила сосания соски служит для исследователей показателем степени заинтересованности ребенка. Поворот головы или взгляд говорит о сознательном выборе одного из нескольких предложенных ребенку раздражителей.

Слух.

Физиологическая способность слышать появляется у плода на 24 неделе беременности. Когда ребенок появляется на свет, он уже знает множество разнообразных звуков. Он реагирует на музыку и даже может отличать хорошо известные ему звуки от менее известных.

Новорожденные предпочитают монотонные звуки, а также совершенно очевидно предпочитают звуки, к которым они привыкли, еще находясь в утробе матери. Исследователи заметили, что младенцы успокаивались при звуках мыльной оперы, которую их матери регулярно смотрели во время беременности.

Чтобы запомнить голос матери, ребенку нужно всего три-четыре дня. Затем он однозначно предпочитает ее голос голосам всем остальных людей, особенно когда она говорит “материнским” тоном.

Постепенно под воздействием раздражителей, которые влияют на плод еще во внутриутробный период, ребенок приходит в мир с уникальным генетическим багажом. В больнице Тель А-Шомер был поведен эксперимент – детям в возрасте одного дня давали послушать звук колокольчика, обладающего очень высоким тоном, трудным для восприятия. Два ребенка в детском отделении среагировали на звук. Позже выяснилось, что матери этих малышей – обладательницы абсолютного музыкального слуха и их деятельность связана с миром музыки.

Родной язык.

Наши новорожденные настоящие придиры – мало того, что они предпочитают человеческие голоса всем другим звукам, они еще и выделяют голос матери из голосов остальных людей. Мало того, что они предпочитают голос матери, они еще и любят, когда мать обращается к ним особым “материнским тоном” и простыми, короткими предложениями. Этот язык исследователи назвали “материнский” или “родительский” язык. Такой тип разговора привлекает младенцев. Вот как это можно поверить: ребенка усаживают в высокое кресло на равном расстоянии от двух динамиков. Из одного динамика раздается голос матери, говорящей с “материнскими” интонациями. Из другой колонки раздается ее же голос, говорящий обычным тоном. Несмотря на то, что из обоих динамиков слышен один голос, маленькие дети смотрят более продолжительное время в сторону той колонки, из которой слышен “материнский” голос.

Сразу после рождения каждый ребенок может отличать до 130 различных звуков, присущих всем человеческим языкам. Однако, к концу первого года жизни, эта способность почти пропадает. Это происходит потому что в мозгу разрушаются связи, ответственные за звуки, отсутствующие в языке матери.

Дети в возрасте четырех дней уже различают разные языки и могут игнорировать чужой язык. Когда ребенок достигает трех месяцев, он уже может различать до нескольких сотен слов (т.е. он может различать отдельные слова в разговоре, но, конечно, не может их произнести или понять их значение).

Уже в очень раннем возрасте ребенок начинает сосредотачиваться на языке матери. Его мозг организуется вокруг тех слов, которые ребенок слышит чаще всего, и если в возрасте трех месяцев он услышит слово на чужом языке, он определит его как “неизвестное”. В то же время, если он услышит неизвестное ему слово на родном языке (языке матери), он определит, что источник слова ему знаком. Так, собственно, дети начинают осваивать родной язык. Это одна из причин, по которым рекомендуется говорить с ребенком как можно больше, несмотря на то, что ребенок пока не может ответить.

Дети слышат звуки языка и разделяют их на категории. Они могут распознать слово, даже если оно произносится с измененным произношением, другим тоном или даже в другой форме. Эта способность позволяет детям разбивать окружающий речевой поток на голосовые единицы, характерные для данного языка.

Зрение.

Способность видеть развивается у новорожденных с большой скоростью, начиная с момента рождения под влиянием внешних раздражителей. Способность фокусировать взгляд у ребенка ограничена, как известно, расстоянием 20-30 см.

С момента, когда исследования выявили, что маленькие дети предпочитают фиксировать взгляд на движущихся предметах, значительно выросло производство мобилей.

Человеческие лица лидируют в таблице детских предпочтений. В ходе эксперимента ребенка сажали на колени к матери, а затем ему по очереди показывали разные картинки. Луч света отражается от зрачка ребенка, благодаря этому исследователь может определить, сколько времени ребенок смотрит на картинку. Совершенно четко можно было видеть, что детям нравятся круглые смеющиеся лица, а также лица, похожие на лицо матери.

Современые технологии позволяют проверять остроту зрения новорожденных. Перед ребенком помещают вращающуюся доску с черными и белыми полосами, которые становятся все тоньше, пока не сливаются в однотонный фон. Ребенок может определять расстояния межу полосами, и чем острее его зрение, тем на более тонкие полоски будет направлен его взгляд.

Обоняние и вкус.

Чувства вкуса и обоняния развиты у ребенка уже в момент его прихода в этот мир. Сразу после рождения ребенок может чувствовать запах материнского молока.

Уже в возрасте нескольких дней младенцы могут отличать на вкус сладкое от горького. Естественно, они предпочитают сладкое и отталкивают кислое и горькое. В том же, что касается вещей, лишенных вкуса, дети проявляют безразличие. Чтобы проверить предпочтения детей в области вкуса, детям давали соску с помещенными в нее компонентами, обладающими разными вкусами. Нет сомнений, что дети умеют различать вкусы и быстро дают понять, что им приятно, а что нет.

Развитие мозга.

Мозг новорожденного содержит около ста миллиардов нейронов и бесчисленное множество нервных клеток. Его размер в момент рождения составляет около 25% от размера мозга взрослого человека. Начиная с рождения, мозг начинает строить триллионы связей между нейронами.

В последние годы наши знания о мозге значительно расширились благодаря новым исследованиям в этой области. Поразительно наблюдать, что, еще находясь в утробе матери, плод уже владеет широким репертуаром движений, несмотря на то, что его мозг еще не полностью развился. Спектр его движений включает движения глаз, икание, перевороты и многое другое. Ультразвуковая революция позволила врачам сравнить движения плода в матке с движениями ребенка после рождения, что значительно расширило представления о мозге. Оказалось, что у плода есть достаточно связей между клетками головного и спинного мозга, которые позволяют ему совершать сложные движения.

Оказывается, ребенок еще до рождения уже умеет сам остановить свое движение. Например, так он справляется с неожиданными резкими движениями матери (иначе, каждый раз, когда она прыгает, онтоже был бы вынужден прыгать…) Когда ребенок рождается, он уже обладает способностью прекращать движение и так постепенно, по мере усиления мышц и развития мозга, начинает развиваться чувство равновесия.

Еще одна проверка состояния нервной системы новорожденного основана его способности к адаптации. Новорожденный может постепенно привыкнуть и снизить свою реакцию на повторяющиеся раздражители. Первая реакция на такие раздражители, как, например, мигание света, звуки сирены или слабый укол булавкой - это учащение дыхания, пульса и движения тела. Постепенно реакция на известные раздражители уменьшается, и нужен длительный перерыв, чтобы уже известный раздражитель опять вызвал бурную реакцию. С другой стороны, реакция на новый раздражитель снова будет сильной. Способность адаптироваться очень важна в процессе привыкания к миру, она позволяет нам не реагировать каждый раз на известные раздражители (другими словами, мы не подпрыгиваем каждый раз, когда звенит телефон). Эта способность говорит о нормальной работе центральной нервной системы, однако, необходимо подчеркнуть, что такая проверка может проводиться только специалистами в условиях лаборатории.

Осязание.

Теория развития связи ребенок-родитель, получившая широкое распространение в последние 25 лет, утверждает, что любовь, ласка и душевное тепло в уходе за ребенком – обязательные условия для его нормального развития.

Многие современные исследования подчеркивают важность прикосновений и их влияние на развитие мозга ребенка. Прямая или косвенная связь между ребенком и тем, кто за ним ухаживает, дает ребенку чувство уверенности во взрослом, который удовлетворяет его потребности в любви, ласке и общении, всегда находится рядом, когда нужен. Кроме того, это дает ребенку уверенность в самом себе и в своих силах.

Уже в момент рождения ребенок ощущает прикосновения и, естественно, он предпочитает человеческие прикосновения с температурой тела, или прикосновения волос или шерсти. Маленькие дети не любят прикосновений твердых, колючих или шершавых предметов.

Два плюс два четыре.

Маленькие дети способны различать количество предметов - один, два или три. В ходе исследования детям в возрасте 3-4 месяца показывали картинки с тремя разными игрушками. Картинки менялись, однако число предметов оставалось неизменным. Постепенно внимание детей рассеивалось, они обращали на картинки все меньше и меньше внимания, им становилось скучно. В какой-то момент на экране показали только две игрушки. Дети снова заинтересовались картинкой. Было очевидно, что изменение в картинке привлекло их внимание. После того, как в течение всего эксперимента они видели постоянно меняющиеся игрушки, вряд ли их заинтересовали именно эти две. Скорее всего, именно изменение в числе игрушек заставило их так отреагировать. Подобная же реакция последовала, когда количество предметов вновь стало равным трем.

Другой эксперимент говорит о врожденном чувстве чисел у детей. На два экрана одновременно проецировались два предмета и три предмета. Между ними был установлен динамик, из которого раздавались два сигнала. Дети поворачивали головы к экрану с двумя предметами. Когда дети слышали три сигнала, они поворачивались к экрану с тремя предметами. Этот и другие подобные эксперименты говорят о том, что новорожденные обладают основой для счета и измерения.

Память.

Исследования последних двух лет сделали наиболее интересные открытия в области изучения памяти. Автобиографическая память взрослых начинается в возрасте трех лет. Наряду с этим мы знаем, что переживания и события первых лет жизни – наиболее значительны и оказывают влияние на всю дальнейшую жизнь. Исследование проводилось с недоношенными детьми, рожденными на 29-30-й неделе беременности, и показало наличие определенного вида памяти у младенцев. На кожу детей клеили пластырь, который при удалении причинял им боль и производил неприятный звук. Спустя несколько месяцев, когда дети слышали этот характерный звук, они реагировали сильным вздрагиванием. Таким образом, дети неосознанно сохранили в памяти страх, вызванный звуком пластыря.

Другое исследование говорит о памяти младенцев из внутриутробного периода. Исследование проводилось во Франции. Беременных женщин просили давать будущим детям слушать фрагмент из произведения “Петя и волк” три раза подряд, три раза в день в течение 10 недель до родов. Когда детям исполнилась неделя, исследователи вновь поставили детям знакомую мелодию. Дети отреагировали бурной реакцией, которая выразилась в интенсивном сосании соски. Это говорит о том, что врачи раньше недооценивали развитие памяти у плода.

Тот, кто сидит в пруду.

Как известно, дети обладают поразительной способностью подражать, которая помогает им устанавливать контакт с другими людьми. Ребенок, родившийся час назад, может повторить гримасу взрослого, если она включает в себя движение, например, он может высунуть язык. Удивительно умение детей повторять выражение лица, которое он видит перед собой, так как своего лица он видеть не может. Исследование, проведенное с детьми в возрасте восьми недель, показало, что дети не только повторяют движение человека, показывающего им язык, но и повторяют это движение спустя 24 часа, когда тот же человек приближается к ним, не показывая при этом языка. Они как будто показывают, что “помнят” его и просят повторить гримасу вновь.

New Page 1
Реклама

 

Конкурс 8яWebПризнание

Новая неделя в голосовании! Голосуйте снова!

 

Награды конкурса

Поиск по сайту


 

Катя Шерман, Детская страничка, 2002

Последнее обновление 16/07/2002 04:43