No title

ты - мой

детская страничка кати шерман

р

е

к

л

а

м

а


 

Раздел "Семья"

New Page 1
Обо мне

ISRAмама
Домашняя страница

Обратная связь

Обмен баннерами

Обо мне

 

Партнеры:









 


Рутина - это плохо?

(Статья из журнала "Быть семьей", Израиль)

Рутина в жизни взрослого представляется нам как что-то серое и скучное. Верно ли это по отношению к маленьким детям? Для чего нужен постоянный распорядок и как приучить ребенка к режиму в еде, сне, купании и даже в свободное время?

Спора нет - рутина в браке - это плохо, но рутина в жизни ребенка очень важна. Рутина закрепляет поведенческие стереотипы, способствует установлению границ, укрепляет самоценку ребенка и самое главное - наводит порядок в большом и сложном мире, окружающем маленького человека.

Новорожденный не в состоянии отделить себя от окружающего мира, он видит себя частью матери и мать - частью себя. Рутина помогает младенцу отделиться от матери.

Между полугодом и девятью месяцами, когда ребенок уже знает, что такое постоянство, можно начинать нарушать принятый распорядок. Нарушение распорядка может быть также откладыванием - например, изменение времени кормления. Когда у ребенка уже есть режим и ясен уровень его ожиданий, он не испугается откладывания существующего расписания, так как он поймет, что удовольствие не исчезает, а только откладывается.

Что такое хорошая рутина?

Нет такого понятия, хорошая рутина. Рутина должна соответствовать людям, живущим в ней. С одной стороны, она должна быть ясной и четкой, чтобы дать ребенку якорь в жизни, и с другой стороны, она должна быть достаточно гибкой, чтобы подходить ребенку и тем, кто о нем заботится.

День ребенка состоит из повторяющихся событий: время кормлений, сна, купания. Позже добавляется ежедневная прогулка, свободное время для игр. Желательно, чтобы у каждого ребенка был постоянный режим дня, удобный для родителей или няни, но при этом он должен быть и достаточно гибким. Изменения вытекают из нужд родителей или няни, или являются следствием изменившихся нужд ребенка. Например, ребенок в четыре месяца спит больше, чем восьмимесячный ребенок, терпение в четыре месяца меньше, чем терпение ребенка постарше и т.д.

Режим дня ребенка изменяется по мере его роста и развития и обязанность родителей обеспечить режим, подходящий им и их ребенку.

До трех месяцев.

Когда речь идет о режиме в жизни ребенка, имеется в виду ребенок старше трех месяцев. У большинства детей до трех месяцев нет постоянного расписания, и излишне пытаться заставить малыша следовать режиму, который удобен нам. Необходимо приспосабливаться к биологическим часам ребенка.

Еда - принято не ограничивать кормления ребенка каким-то определенным временем, особенно это касается детей, которых кормят грудью. Многие родители замечают, что у детей, которых кормят из бутылочки, промежуток между кормлениями с самого начала равен примерно трем с половиной часам.

Большинство мам детей до трех месяцев чувствуют себя уставшими и сбитыми с толку. Усталость объясняется недосыпанием, а запутанность - отсутствием распорядка. Поскольку добиться соблюдения режима от малыша младше трех месяцев невозможно, его родители должны вооружиться терпением и знать, что недостаток режима - явление временное.

Сон - в первые три месяца своей жизни ребенок спит около 16 часов в сутки, причем время сна распределено неравномерно. Ребенка не волнует, что люди спят ночью, он может захотеть бодрствовать именно ночью и изменить такое поведение не в наших силах. Если попытаться изменить время его сна до трех месяцев, мы обнаружим, что это почти невозможно, и в результате - только плачущий и нервный ребенок.

Между тремя месяцами и полугодом

В этот период многие матери возвращаются на работу, и малыш остается с бабушкой или няней, или отправляется в домашний детский сад. У ребенка должен быть постоянный режим дня в той среде, где он находится: еда, сон, прогулка в коляске, купание. Эти действия вносят порядок в мир маленького ребенка, он привыкает к ним и ожидает их заранее.

Еда - до полугода многие дети все еще едят ночью. В течение дня можно будить ребенка для кормления. Кормления по часам в течение дня помогут упорядочить биологические часы малыша, а также превратить ночной сон в основной.

Свободное время - в этом возрасте ребенок способен сосредоточиться на несколько минут. В это время его можно положить под мобиль или "университет", спеть ему песенку или прочитать коротенький стишок. Прогулка в коляске позволяет маме выйти из дому, подышать свежим воздухом и побыть среди людей. Для ребенка основная цель выхода из дома - это запланированная прогулка и успокоение, которое приносит укачивание в коляске.

От полугода до года

Еда - в возрасте полугода большинство детей начинают есть продукты, отличные от молока. Рекомендуется предлагать ребенку новую пищу в утренние часы - когда он бодр и в хорошем настроении. Желательно начать кормление немного раньше времени, и не ждать, пока малыш проголодается, иначе он будет нетерпелив.

Свободное время - в шесть месяцев время бодрствования ребенка увеличивается, и это прекрасное время для совместных игр. Ребенок уже сидит в коляске и может наблюдать, что происходит на улице, так что прогулка в коляске превращается в центральное событие дня и малыш ожидает его с нетерпением. Важно разговаривать с ним во время прогулки и описывать, что он видит.

Купание - большинство детей пачкаются во время еды с ложки, поэтому рекомендуется купать ребенка после еды. Можно еще раз принять ванну перед сном. Утреннее купание может быть более продолжительным и сопровождаться играми. Купание в ванне утомляет детей, некоторые дети начинают испытывать чувтсво голода после ванны, поэтому после купания можно дать ребенку немного поесть.

От года до двух

К году ребенок может самостоятельно перемещаться, и в этом возрасте ему необходимы определенные границы, которые лучше всего устанавливаются в рамках режима.

Еда - ребенок должен питаться по расписанию. Лучше подавать ему основную еду в одном и том же месте: в кухне или столовой, около стола, ребенок должен сидеть в своем кресле для еды. Промежуточные приемы пищи (в 10:00 и в 16:00) можно делать в парке, на балконе и в любом другом месте.

Свободное время - желательно сделать прогулку одним из постоянных пунктов в режиме дня малыша. Если он уже ходит, разрешите ему свободно погулять в безопасном месте.

Купание - приучите малыша, что на ночь он надевает пижаму, а днем ходит в другой одежде. В этом возрасте можно перенести купание с утренних часов на послеобеденные, перед дневным сном или вечером, перед сном.

Сон - в этом возрасте большинство детей вырабатывают постоянный режим сна - два продолжительных отдыха в течение дня: один раз утром и один раз после обеда, кроме основного ночного сна. Иногда они могут задремать на несколько минут в коляске или во время поездки на машине. К году большинство детей перестают спать утром и спят только один раз днем - во второй половине дня.

От двух до трех лет

Свободное время - послеобеденные часы, после дневного сна - подходящее время выйти с ребенком из дому и вместе с ним развлечься - в парк, за покупками, в гости к бабушке. Если погода не позволяет гулять, можно пойти в гости к друзьям или пригласить их к себе поиграться. К 18:00 лучше вернуться домой и начать приготовления ко сну.

Купание и сон - действия, предшествующие сну, готовят ребенка к переходу от дня к ночному отдыху. Желательно приучить ребенка к постоянному вечернему ритуалу, который способствует снижению напряжения, гасит ссоры и помогает лечь в кровать.

Ритуал отхождения ко сну начинается с наведения порядка в комнате, складывания игрушек. Потом ужин, включающий блюда, любимые ребенком. Потом купаемся в ванне, надеваем пижаму, чистим зубы, слушаем сказку, обнимаем малыша, целуем, еще раз обнимаем, еще раз целуем, гасим свет и говорим спокойной ночи.

Желательно, чтобы тот из родителей, кто не общался с ребенком в течение дня, купал его и укладывал спать. Это по-настоящему качественное время, проведенное с ребенком.

После трех лет

После трех лет желательно сделать вместе с ребенком распорядок дня, записать в него все, чем занимается малыш по дням и по часам. Повесьте распорядок дня рядом с календарем, в котором ежемесячно отмечаются встречи и события. В таком случае вы не назначите встречу за счет мероприятий с ребенком.

В распорядок дня можно внести также ежедневные задания ребенка. С трех лет ребенка можно привлекать к домашним работам: дети могут поливать цветы, вытирать пыль, подметать пол. Занятия, которые принято считать нудными и раздражающими, детям могут доставить удовольствие.

Большинство воспитательниц в детских садах требуют, чтобы дети приходили до половины девятого и затем ворота сада закрываются. Желательно приходить с ребенком вовремя, чтобы малыш не пропустил утренний сбор и творческие занятия, которые проводятся в это время.

Чтобы вовремя прибыть в садик, ребенок должен встать минимум за час до выхода из дома. Есть дети, которых надо "вытаскивать" из кровати, и есть дети, которые сами рано встают (обычно они и ложатся рано). Ради себя и ради ребенка старайтесь, чтобы он ложился спать в одно и то же время и не поздно, чтобы утром малыш мог сам проснуться. Тогда утром он будет бодр и весел, и все утренние дела будут сделаны легко и спокойно.

Если ваш ребенок с трудом встает утром, утренний режим поможет ему справится с остальным днем. Утром тоже можно приучаться к режиму - встать с кровати, умыться, одеться, завтрак и выходим из дому. Если вы будете придерживаться постоянного порядка дел, то ребенок привыкнет и научится все делать сам, и вам не придется ему напоминать и ругать его.

Еда - необходимо придерживаться режима и в еде. Минимум три основных приема пищи в день и два дополнительных. Ребенок, который не хочет завтракать утром, может выпить только стакан молока или какао, которые дадут ему энергию до следущей еды. Следующая еда - это завтрак в 10 часов в садике или в школе. Обед - это основной прием пищи в большинстве семей. Если ребенок обедает дома, желательно, чтобы он ел в кругу семьи, за столом, столовыми приборами, подходящими ему по возрасту. Следите, чтобы ребенок мыл руки перед едой, а после еды вы можете требовать убрать за собой свою посуду. Следующая легкая еда может быть в 16:00-17:00, в нее можно включить десерт. Ужин является частью ритуала укладывания спать и также должен проходить за общим столом вместе с другими членами семьи.

Cвободное время - после трех ребенка можно записать на кружки. До четырех лет рекомендуется один кружок в неделю, до шести - два кружка в неделю. Первоклассник может сам выбирать кружки, но их количество нужно ограничить. В другие дни можно пойти в парк, в гости к друзьям или организовать другие мероприятия, включая поездку за покупками. Трехлетнего малыша можно записать в городскую библиотеку и раз в неделю (желательно в один и тот же день недели) обменивать книги. К вечернему распрорядку хорошо добавить выбор одежды на следующий день, чтобы утром избежать ненужных споров. К шести годам ребенок должен самостоятельно соблюдать режим дня, даже если вас нет рядом.

Сон - После трех лет многие дети перестают спать после обеда. Если ребенок не спит, он может поиграть в своей комнате, посмотреть фильм или видеокассету. Для ребенка, который учится в школе это подходящее время приготовить домашние задания.

Гибкий режим

Жизнь динамична и иногда необходимо вносить изменения в существующий распорядок. Такое решение должны принимать родители.

Есть дети, которые легко нарушают режим, и есть такие, которых нарушение привычного распорядка пугает. Это касается нервных, пугливых и неуверенных в себе детей. Напротив, хорошо развитые и уверенные в своих силах дети относятся к изменениям с большим пониманием. Родители должны знать своего ребенка и исходя из этого решать, насколько и как быстро можно изменить распорядок. Чем меньше ребенок, тем важнее придерживаться распорядка в его жизни. По мере его взросления нужно время от времени изменять привычный ход событий и приучать его к тому, что в жизни всегда есть перемены и сюрпризы.

Чтобы облегчить ребенку справиться с неожиданностью и внести ясность, объясните причины изменений.

Выходные и праздники - прекрасный повод нарушить распорядок. Ребенок должен понимать разницу между выходным и обычным днем. Он привыкает к тому, что в пятницу в садике проводят встречу субботы, а следующий день он проводит с родителями и не идет в сад. Перед праздниками в садике идет подготовка к утреннику, и ребенок понимает, что эти дни отличаются от обычных и у них есть свои, особые традиции.

Родители с нетерпением ждут выходных, чтобы отдохнуть и подольше поспать, но маленькие дети часто просыпаются в выходные,как в будний день. Рекомендуется придерживаться режима и в выходные и укладывать ребенка спать в обычное время.

Нарушаем раcпорядок

Некоторые события ломают устоявшийся распорядок дня ребенка:

Гости - приход друзей, гостей или родственников нарушают обычное расписание и мешают привычным занятиям. Гостей можно привлечь к ежедневным процедурам, как например, попросить кого-нибудь из гостей искупать малыша или рассказать ему сказку на ночь.

Различные мероприятия - свадьбы, вечеринки, дни рождения - это радостные события, нарушающие распорядок, однако, далеко не на все подобные события надо брать с собой ребенка. Лучше оставить его дома с няней и не нарушать режим, чтобы утром он мог легко встать.

Болезни - когда ребенок болен и не посещает детский сад, не только его режим нарушается, но и распорядок родителей рушится, потому что один из них должен оставаться дома. Есть дети, для которых лучше во время болезни не настаивать на соблюдении режима, и есть дети, которые будут лучше себя чувствовать, если выполняется привычное расписание.

New Page 1
Реклама

 

Конкурс 8яWebПризнание

Новая неделя в голосовании! Голосуйте снова!

 

Награды конкурса

Поиск по сайту


Родителям на заметку - как сохранить режим

Режим очень важен в жизни ребенка, поэтому стоит постараться привить и сохранить постоянный режим дня. Несколько советов, как это сделать:

Установите правила и границы и придерживайтесь их.

Заведите будильник и вставайте по нему каждый день в одно и то же время.

Планируйте время, чтобы утро не было напряженным. Напряженное утро делает нас нервными на протяжении всего дня.

Старайтесь есть в одно и то же время. Если ребенок не хочет обедать, объясните ему, что он не получит еду до следующего приема пищи, и стойте на своем.

Основной прием пищи проводите за общим столом в окружении членов семьи.

Определите места, где разрешено играться - в комнате ребенка, в салоне. В спальне родителей играть запрещается.

Ограничьте время посещения ребенком его друзей и время пребывания других детей у вас дома - не более двух часов, иначе они начнут ссориться.

Решите заранее, что ребенку можно трогать, например, разрешите открывать какой-нибудь один шкаф на кухне.

Повторяйте запреты: нельзя трогать электрические розетки, нельзя трогать печку, микроволновку и холодильник.

Определите время просмотра телепередач - когда и сколько времени ребенок будет смотреть телевизор. Не разрешайте есть перед телевизором.

Давайте ребенку задания на день в соответствии с его возрастом. Ребенок научится понимать, что домашние дела не делаются сами по себе.

Убирайте вместе с ребенком его комнату перед тем, как он ложится спать.

Ради вашего спокойствия и ради самих детей укладывайте их спать рано. На следующее утро они смогут легко встать.

Следите, чтобы ребенок засыпал только в своей кровати. Если ночью ребенок пришел в вашу кровать, немедленно верните его обратно, иначе это может превратиться в привычку.

После того, как дети легли спать, наведите порядок в доме, чтобы утро их встретило чистотой и уютом.

 

Катя Шерман, Детская страничка, 2002

Последнее обновление 16/07/2002 05:06